В середине сентября Парламент ЕС принял так называемый закон DAC8, который позволяет отслеживать криптотранзакции внутри Европейского Союза. После того, как окончательное одобрение было дано на заседании в Брюсселе 13 сентября, закон вступит в силу 1 января 2026 года. Он требует, чтобы поставщики криптоуслуг сообщали обо всех транзакциях с клиентами из ЕС в налоговые органы.
Что такое DAC8
Закон DAC8 представляет собой расширение существующей Директивы ЕС об административном сотрудничестве (DAC) и направлен на повышение прозрачности в области криптоактивов. Инициатива была первоначально предложена Европейской комиссией в декабре 2022 года и предназначена для обмена данными между налоговыми органами внутри ЕС.
DAC8 ориентирован на обмен информацией о прибыли и доходах от криптовалютных транзакций пользователей из ЕС. Учитывая растущую важность рынка криптовалют, Еврокомиссия видит необходимость снабдить налоговые органы необходимыми инструментами для отслеживания прироста капитала от торговли криптоактивами.
Новая политика определяет два типа учреждений, которые должны предоставлять информацию властям:
- Поставщик криптоактивов
- Оператор криптоактивов
Документ призван помочь минимизировать риск налогового мошенничества. Это часть серии небольших изменений, также направленных на улучшение существующего обмена налоговой информацией. Регулирование может затронуть даже небольшие стартапы или частных лиц, предлагающих криптоуслуги.
Они также обязаны регистрировать различные данные о транзакциях и регулярно сообщать их соответствующим органам. Сюда входят, среди прочего, участвующие в сделках стороны, стоимость транзакции, дата транзакции и тип криптоактива. Эта информация должна быть предоставлена в стандартизированном формате, чтобы облегчить анализ и обработку данных. Точные условия и сроки предоставления отчетности все еще определяются, но очевидно, что требования будут обширными и потребуют тщательного сбора данных и управления ими. Компании, которые не соблюдают эти требования, могут быть оштрафованы.
Закон также разрешает использовать информацию, которой обмениваются в рамках DAC, для целей, отличных от налогообложения, включая экономические санкции ЕС против третьих стран. Однако, похоже, это не окажет никакого влияния на решения самостоятельного хранения, их пользователей и разработчиков.
Комбинация DAC8 и MiCA может привести к созданию строго регулируемого рынка криптовалют в ЕС. В то время как MiCA контролирует общую деловую практику и соблюдение стандартов защиты прав потребителей, DAC8 будет обеспечивать прозрачность всех транзакций и сообщать о них налоговым органам.
Проблемы финансовой конфиденциальности
Закон DAC8 вызывает серьезные опасения по поводу финансовой конфиденциальности граждан ЕС. Обязательное информирование налоговых органов обо всех операциях существенно ограничивает право на финансовую конфиденциальность. Более того, сбор и хранение такой персональной информации может стать привлекательной мишенью для хакеров, увеличивая риски утечки данных и их неправомерного использования.
Также возникает вопрос о пропорциональности: действительно ли необходим комплексный мониторинг всех криптовалютных транзакций для предотвращения налогового мошенничества или существуют менее инвазивные методы, которые могут достичь той же цели? И действительно ли эти меры эффективны? Переход к тотальному финансовому надзору становится все более очевидным.
Заключение
Намерение бороться с налоговым мошенничеством и обеспечить прозрачность может на первый взгляд показаться выгодным для многих граждан, но меры, как указано выше, поднимают серьезные вопросы о финансовой конфиденциальности и пропорциональности ресурсов. Обширные требования к отчетности могут стать серьезным бременем, особенно для небольших криптовалютных компаний и стартапов, что может лишить их прибыли.
Более того, объединив DAC8 и MiCA, существует риск того, что ЕС создаст чрезмерно регулируемую среду, которая будет препятствовать, а не способствовать инновациям в криптопространстве.

Об авторе: Первое образование системный администратор. Второе — «Финансы и кредит». Общий стаж работы 14 лет. Являюсь постоянным автором и администратором ресурса. Активно применяю знания в информационном проекте, где готов ответить на любые вопросы. Перейти на страницу автора.